понедельник, 18 июля 2011 г.

Право Израиля. Как вести себя на допросе.


Важнейшая составляющая уголовного дела – это допрос подозреваемого в совершении преступления. По закону, допрос должен проводиться в кабинете у следователя. Попадают туда либо по приглашению, либо под конвоем. В Израиле не принято высылать повестку – если следователь хочет с вами поговорить, но не намеревается вас арестовывать – вам позвонят и пригласят явиться в отделение полиции.

В начале допроса необходимо понять, в каком качестве вас вызвали – свидетелем или подозреваемым. При допросе подозреваемого следователь должен предупредить о том, что начался допрос, что у человека есть право на молчание и право на адвоката. В соответствии с законом, допрос должен вестись на родном языке подследственного, или на языке, который он знает, как родной. Закон также обязывает полицию записывать весь процесс допроса подозреваемых в совершении тяжких преступлениях на видео или как минимум на магнитофон.
В случае, если допрос вёлся на русском, закон обязывает полицию вести записи также на русском. Если подозреваемый не умеет читать на иврите, а только говорит на нём, и допрос ведётся на иврите – полиция обязана записать допрос на видео или на магнитофон. К сожалению, о существовании этого закона, принятого в 2002 году, не знает не только большинство простых граждан, но и большинство полицейских – а может быть, знают, но игнорируют как неудобный для работы.
Одним из важнейших прав подозреваемого является право на адвоката. Поговорить с адвокатом просто необходимо перед допросом, поэтому, если вам позвонили из полиции и вызвали на допрос, перед тем, как туда идти, необходимо проконсультироваться со специалистом. Что же делать, если вас арестовали и привезли на допрос внезапно, и у вас не было возможности получить предварительную консультацию? Я бы рекомендовал ничего не говорить до беседы с адвокатом.

У каждого подследственного есть право на молчание. В протоколе допроса всегда записано – у вас есть право на молчание, но отказ отвечать на вопросы может услилить доказательства вашей вины. Говорить или молчать – на этот вопрос нельзя ответить, не разобравшись во всех аспектах дела, поэтому моя рекомендация – молчать до прихода адвоката, а уже с ним совместно выработать стратегию поведения на следствии.

Полицейские будут убеждать вас в том, что надо говорить с ними до прихода адвоката, что после того, как вы поговорите с адвокатом, вам никто не поверит и т.д. Не верьте им – в ваших интересах позаботиться о себе, а именно – получить совет специалиста до того, как вы начали говорить.
Если ваш адвокат задерживается, а полицейские настаивают на начале допроса – не поддавайтесь на уговоры, закон на вашей стороне.

Признание – царица доказательств. Эта истина особенно верна в Израиле, где практически никогда не удастся отказаться от слов, сказанных в полиции. Как бы на вас не давили, чем бы ни пугали и что бы не обещали – не спешите признаваться. В истории Израиля есть примеры людей, оговоривших себя под давлением полиции – они сидели в тюрьме по 15 лет, пока не сумели доказать, что показания были выбиты под пытками. Когда вы попытаетесь отказаться от своих показаний в суде, подумайте, кому поверит судья – подсудимому или опытным следователям, которые хором объяснят судье, что никто на вас не давил и в вас просто взыграла совесть.

Следователи лгут. Это необходимая часть работы с подследственными, и никто их за это не осуждает – но вы должны об этом помнить. Это значит, что если следователь говорит вам, что ваш друг уже даёт признательные показания против вас, и вам надо срочно облегчить душу – это совсем не обязательно является правдой, а когда вы в этом убедитесь, будет слишком поздно.

Для того, чтобы разговорить подследственного, полицейские применяют «подсадных уток». Пока вы ожидаете допроса, с вами может познакомиться такой же подследственный, или симпатичная девушка, с которой вам захочется поделиться подробностями вашего дела, или матёрый уголовник, перед которым вам захочется показаться бывалым. Ни в коем случае нельзя говорить о своём деле ни с кем, кроме своего адвоката! В моей практике было немало дел, когда главным доказательством вины человека стали его неосторожные признания агенту полиции. Более того, бывают случаи, когда человек, попавший в камеру, боится находящихся там уголовников, и придумывает несуществующие преступления, чтобы получить уважение от сокамерников. Увы, это уважение дорого обходится на суде, и от своих слов, пускай даже не правдивых, отказаться не удаётся.

Ни в коем случае ничего не подписывайте, предварительно не прочитав очень внимательно каждое слово показаний.
 
Не обязательно следователь будет намеренно искажать ваши слова – достаточно небольшой ошибки не в вашу пользу, чтобы вы за неё заплатили на суде слишком дорогую цену
--
Группа Prava Cheloveka.

Комментариев нет:

Отправить комментарий