понедельник, 18 апреля 2011 г.

Школа молодого офицера

Предисловие

Разумеется, эта статья будет полезна не только будущим и настоящим офицерам, но и всем тем, кому по роду своей деятельности постоянно приходится общаться по вертикали власти - подчиняться и подчинять.
В свое время мне довелось сделать прелюбопытное открытие: отношения добровольного общения довольно сильно отличаются от отношений, связанных с принуждением, должностными инструкциями и вообще со словами "надо", "обязанности"... Поэтому здесь далеко не всегда работают мягкие методы мотивации и твои достоинства оказываются не самым веским основаниям к облегчению твоей жизни. И право общаться по-человечески как со своими начальниками так и со своими подчиненными надо еще заслужить...

1. Ты и начальник
Твои обязанности
Чем хороша армия, так это тем, что "в армии думать не надо - за тебя уже все придумали". И это влечет за собой немудреную мысль: Устав надо знать! Только не затем, чтобы было что ответить проверяющему (ему-то как раз нужно напомнить, что ты "студент", "пиджак" и вообще в армии человек случайный), а чтобы знать, что ты делать должен, а за что отвечают совсем другие должностные лица. По той же причине ты должен знать все свои должностные права и обязанности, чем бы тебе сейчас ни приходилось заниматься.
Вообще, про любого твоего начальника обязательно узнать две вещи: как он может твою службу испортить, и как он может ее облегчить. А заодно стоит прикинуть, как ТЫ можешь его жизнь испортить в случае чего и чем ТЫ можешь ее облегчить. По совокупности указанных факторов вычисляется степень твоего подчинения.
В любом случае полезно помнить, что...
Начальник тоже человек
И если с начальником у тебя отношения достаточно хорошие, вы можете пойти на взаимные уступки. Ты можешь выполнить его просьбу, никак не относящуюся к твои непосредственным обязанностям. Например, с компьютером разобраться, документ какой напечатать, подменить его на время. За это тебе могут оказаться доступны такие блага, как возможность спать на суточном дежурстве или в наряде не положенные по тому же Уставу четыре часа, а все восемь, почитать интересную книжку, а не "Инструкцию по технике безопасности", телевизор посмотреть...
Для установления указанных хороших отношений полезно при первой же возможности устанавливать отношения неформальные: любыми путями выясни имя-отчество начальника и применяй их в любом удобном случае, представься сам, заводи разговоры, спрашивай совет... Психология вам в помощь!
Глупые приказы
Если тебе приказывают полную чушь, и ты серьезно сомневаешься в умственных способностях отдавшего этот приказ начальника... Первым делом скажи: "Есть!"
Начав спорить, ты покажешь, что выполнять этот приказ ты не собираешься, что может повлечь за собой дополнительную проверку твоей исполнительности. В любом случае, возражения лучше запоминаются, а тебе-то нужно, чтобы глупый приказ как можно быстрее забылся. И самое главное: любой человек может передумать и отменить свое решение, если только он не "пошел на принцип", а твои "самые умные соображения" могут превратить пустяковое распоряжение в принципиальный вопрос, способный повлечь за собой самые печальные последствия.
Приняв приказ к исполнению, реши для себя, станешь ты его выполнять или нет. Для этого полезно знать, во что тебе обойдется как выполнение, так и невыполнение данного приказа. Так я в свое время чуть не лишился зуба, решив выполнить глупый приказ уходящего на пенсию начальника штаба вместо того, чтобы пойти к стоматологу. Приказ заключался в том, чтобы прибыть в штаб для изучения Устава. Как я сейчас понимаю, за невыполнение этого приказа мне НИЧЕГО бы не было.
Если ты решил "спустить дело на тормозах", то придумай хоть какую-нибудь отговорку. И здесь хорошо помогает принцип: "Не стоит усматривать злого умысла в том, что вполне объяснимо глупостью". Если ты не понял, не расслышал, забыл, проспал, "не в курсе"... Что с тебя взять?! На всякий случай: твой начальник поумнее тебя будет. Он все прекрасно понимает, и твои отговорки ему нужны только для того, чтобы повторить их начальству своему.
Можно, кстати, выполнить приказ частично. Самую легкую его часть. Тогда и начальника не сильно обидишь (все ж его слова "не пустой звук"), и сам не перетрудишься. А остальное... Не успел. Забыл. Не знаю, как.
А вот если ты решил все-таки быть "честным служакой" и выполнить приказ полностью, то самое время вспомнить два базисных принципа на одну и ту же тему. Первый - не спеши, а то успеешь!!! Вариант: "Не суетись под клиентом". Второй объясняет первый - подожди выполнять: отменят. И это не хохма, а народная мудрость! Примета. Потому что, если глупость приказа очевидна тебе, то у тебя могут найтись единомышленники с более впечатляющими погонами.
Но даже если, несмотря на все проволочки, ты таки выполнил приказ, в дело вступает фундаментальный принцип - сделал, и молчи!!! Тебя спросят - браво отрапортуешь. Нет - отдыхай. Или делай вид, что доделываешь. Не стоит лишний раз нагружать своего начальника необходимостью придумывать для тебя очередное задание.
Когда на тебя орут
Первое, что тебе нужно для себя выяснить из крика начальника, повлечет ли за собой этот всплеск эмоций хоть какие-то последствия? Если нет, то и волноваться незачем. Можно применить какие-нибудь психотехники для создания себе комфортного состояния, а можно просто упиваться про себя бессилием орущего на тебя человека. Пусть кричит, он тоже не железный...
Если последствия есть, то они выражаются либо в денежной форме, и ты просто в ближайшем месяце получишь чуть меньше денег (крайний вариант), либо они выльются в очередное распоряжение. Как с ним поступить, ты уже знаешь. А деньги... Все равно уже через пару лет твой заработок будет превышать сегодняшний в несколько раз. Равно как и заработок этого крикуна.
Но это потом, а сейчас нужно, чтобы максимально минимизировать потери. Соответственно, стоим по стойке "смирно", преданный взгляд в глаза, виноватое выражение лица, готовность "искупить вину" и т.п. За два года службы я ни разу не был наказан, хотя орали на меня много.
Нет человека - нет проблем
"Не ошибается только тот, кто ничего не делает". Это правило успешных людей в армии приобрело несколько другой смысл: у отсутствующего офицера только один недостаток - его отсутствие. У ЛЮБОГО присутствующего можно найти десяток поводов к нему придраться. И урезать зарплату, например. Поэтому, чем меньше ты попадаешься на глаза проверяющим, тем для тебя же и лучше.
Из того же Устава, например, следует, что если приказ не был доведен до тебя лично, то можешь считать, что его и не было. Поэтому, если ты слепой, глухой, если тебя просто нет в пределах досягаемости... Служить легко!
Поэтому, кстати, нельзя давать начальнику номер своего сотового телефона! Нельзя. Про телефонную трубку в армии вообще говорят вполне определенно: "Возьмешь руками - пойдешь ногами". А оно тебе надо?

2.  Ты и подчиненный
"Куда солдата ни целуй..."
"...везде у него задница". Потому что искусство уклоняться от начальственной воли доведено личным составом до совершенства. Солдатом командуют все, кому не лень. Круглые сутки. Все два года. Поэтому он постоянно решает для себя вопрос: подчиняться или нет. И если подчиняться, то насколько.
Солдату терять нечего - "с пола упасть нельзя". У него так мало прав, что он вполне может рискнуть их расширить. За счет психологически слабого начальника. И если сегодняшняя твоя уступка будет воспринята им с благодарностью, то завтра он уже будет требовать того же "на полных правах". И будет возмущаться, если ты не пойдешь ему навстречу.
Постепенное наращивание давления
Так везде. Людям свойственно периодически проверять свои права в общении с другими. Боец постоянно проверяет, как с тобой можно, а как с тобой нельзя. Попробовал обратиться "не по уставу" - получилось. ОК. Попробовал не встать в твоем присутствии - тоже получилось. Прекрасно! И пошло-поехало: закурил в твоем присутствии, приказ втихую не выполнил, возразил напрямую, матом выругался, на "ты" обратился, угрожать начал...
Пределов такой экспансии я не знаю, знаю только, что были случаи, когда офицеров били, запирали, посылали "на три буквы"... Причем, безнаказанно.
Вывод один: лучше вовремя сделать солдату замечание за нечеткое исполнение воинского приветствия, чем наводить порядок палкой от швабры в толпе пьяных воинов. И еще полезно знать, где находится та самая грань, позволять заступать за которую нельзя ни в коем случае.
Жизненно важно!
Это жизненно важные моменты. Если их проигнорировать, служба может оказаться адом. Жестко поправь. Не сработало - бей. Сходу. Без разговоров. Иначе бить будут тебя.
  • Не позволяй солдату обращаться к тебе на "ты".
  • Не допускай прямых отказов выполнять твои приказы. Если боец демонстративно игнорирует твои слова, отворачивается, уходит "по своим делам" - он тебя "посылает". Пресекай!
  • Не разрешай в твоем присутствии ругаться матом. Тем более в твоем отношении.
  • Пресекай любые попытки обсуждать с тобой других офицеров.
  • Не пей с подчиненными. Не позволяй пить им.
  • Не делай за солдата его работу.
В остальных случаях у тебя остается свобода для маневрирования: как отреагировать, что сделать. В любом случае полезно учитывать, что есть...
Два стиля общения
Принято различать два вида правил: "как положено" и "как надо". При общении с личным составом положено быть образцом вежливости и культуры. Жизнь вносит свои коррективы.
Реально офицеры с бойцами разговаривают "по-свойски": обращаются к ним на "ты", довольно часто - по имени, не забывают "подкалывать", при необходимости - угрожают "заковыристыми" расправами. И при всем неравенстве положений и общей несправедливости, такой стиль общения подчиненным ближе и приятнее. Понятнее. Особенно, если учесть сельское происхождение большинства из них.
В неформальном общении все несерьезно. Все угрозы "понарошку". И можно отшутиться... Задать встречный вопрос... Упрекнуть офицера... Много чего можно. Правда, можно и неуставной удар сапогом заработать... Но это привычно. От своих же сослуживцев бойцу гораздо больше достается.
Другое дело, общение официальное. Когда офицер внезапно переходит на "вы", обращается по воинскому званию, использует формулировки со словом "приказываю"... Здесь и до трибунала недалеко. Здесь все серьезно.
Но так общаться ты должен уметь. Поэтому...
Устав надо знать
И если перед собственным начальником тебе полезно помнить, что ты бывший студент, то общаясь с бойцом, ты должен быть офицером.
Для этого полезно знать (и уметь формулировать казенным языком) общие обязанности военнослужащих, ответственность за выполнение и невыполнение приказа, как должен реагировать подчиненный на отданный ему приказ, элементы строевого устава и т.д.
Вообще, весьма полезно знать свои возможности и ограничения. Помогает.
Подчиненный тоже человек
Конечно, ты можешь все два года жизни в армии общаться с личным составом на уровне приказов и докладов. С позиции силы. И с порядочной дистанции.
Лично я выдержал сутки. Сутки одиночества.
А потом я спросил себя: что я знаю о людях, действиями которых мне довелось руководить? Ничего. Ни достоинств - ни недостатков. Ни сильных сторон - ни слабостей. Не интересовался. А зря.
Ведь когда ты знаешь своего подчиненного как человека, ты уже можешь использовать психологию, чтобы играть на струнах его души. И тебе больше не придется повышать на него голос. Когда ты проявил себя человеком, солдат выполнит твое распоряжение из чистого понимания. Когда у вас наладилось общение, ты уже можешь не только выполнять свои служебные обязанности, но и познакомиться с целым миром - миром другого человека. И научиться чему-то новому.
Прежде чем орать
Примени алгоритм управляемого конфликта Аркадия Петровича Егидеса. Этот алгоритм предлагает постепенное наращивание давление с возможностью выхода из конфронтации в любой момент. Сначала - мягкая конфронтация. По пунктам:
  1. Попроси. Точнее, сформулируй просьбу: "Встань, пожалуйста, и исполни воинское приветствие". Тебя ждет потрясающее открытие: 90% ситуаций разрешается именно на этом уровне!!! Потому что какие-то вещи солдат не делает, потому что забывает, какие-то вещи от него просто довольно давно не требовали, что-то он просто раньше не знал. А возможно, он просто ставил на тебе эксперимент, испытывал тебя. И ты прошел это испытание. Если нет, то - следующий пункт.
  2. "Заезженная пластинка" - повтори просьбу несколько раз. Пример: "Давай ты все-таки встанешь и исполнишь воинское приветствие. Хорошо?" Последнее уточнение крайне важно: это пас. Этим мы ясно показываем другому человеку, что сейчас его очередь говорить - реагировать на просьбу. Теперь ему не удастся сделать вид, что не расслышал, не понял, не осознал важности просьбы - придется отвечать. И отвечать за свои слова. То же повторение помогает, если просьба выполнена кое-как: встал, но расхлябанно, вместо воинского приветствия махнул рукой в направлении фуражки - тогда просто уточняем просьбу. "Пожалуйста, встань как положено и исполни воинское приветствие четко". Обрати внимание: напряжение постепенно нарастает - это УЖЕ конфронтация, это УЖЕ противостояние. И заметь: без крика, без ругани, без ударов, без санкций. Поэтому солдат в этот момент начнет оправдываться, косвенно обосновывать свое нежелание выполнять твою просьбу (а для него это приказ!). Тогда - идем дальше.
  3. Описание собственного состояния: "Понимаешь, мне неприятно, когда простейшая просьба натыкается на полное непонимание. В такие моменты мне кажется, что подчиненный меня не уважает. Поэтому давай ты все-таки встанешь и исполнишь воинское приветствие. Хорошо?" Интонации пока еще довольно мягкие. Спокойные. Но ситуация уже серьезней и серьезней. Да, мы еще не обвиняем, мы еще не угрожаем, но мы даем понять, что давешняя просьба - это не просто блажь. Это важно. Поэтому - пас. И этот пас придется разыгрывать. Или просто принять, что проще, кстати. Если же ты слышишь очередную "отмазку" - следующий пункт.
  4. Разложение вины: "Я, конечно, понимаю, что тебе совершенно не хочется вставать перед каждым офицером, и что просьба моя кажется тебе несущественной, что служить тебе уже надоело... Но давай ты все-таки встанешь и исполнишь воинское приветствие. Хорошо?" (Можно использовать все те оправдания и возражения, что высказал сам солдат). Что здесь происходит? С одной стороны, мы демонстрируем понимание и снимаем часть вины с человека. Потому что виноватым он себя чувствует, но именно это чувство вины и заставляет его искать себе оправдания и "идти на принцип". С другой стороны, мы нивелируем все его отговорки и вновь выводим на первый план свою просьбу. Получается, что любые его аргументы только усиливают твою позицию. Чтобы продолжать возражать здесь, требуются крайне веские основания. В этом случае приходится идти на следующий шаг.
  5. Конструктивные предложения: "Хорошо. Если ты СЕЙЧАС выполнишь мою просьбу, я буду меньше к тебе придираться потом. Так что давай ты все-таки встанешь и исполнишь воинское приветствие. Хорошо?" Воистину! "Такому проще отдаться, чем объяснить, почему не хочешь!" Ты чуть-чуть снижаешь давление, и это приносит подчиненному изрядную долю облегчения. Теперь ему проще сдаться, не потревожив своего самолюбия. Но за этим временным облегчением может последовать резкое ужесточение ситуации, и это тоже чувствуется. Поэтому следующий шаг...
  6. Мирные инициативы: "До сих пор нам с тобой удавалось общаться по-человечески, и мне совершенно не хочется, портить сложившиеся отношения и применять какие-либо жесткие санкции. Поэтому давай ты все-таки встанешь и исполнишь воинское приветствие. Хорошо?" Вообще-то, это чистой воды манипуляция - мы перекладываем ответственность за опасность ухудшения отношений на плечи подчиненного. И ему еще раз приходится взвесить: на одной чаше весов довольно пустяковая просьба, на другой - перспектива отношений с начальником. Выбор очевиден. И главное: угрозы еще нет, но она явно читается "между строк". Отказ здесь означает готовность идти на конфликт. Поэтому мы...
  7. Подводим черту: "Ты оказываешься?" И это последняя мягкая интонация за всю конфронтацию. Мы лишний раз уточняем, что он понял просьбу, осознал ее важность для нас, услышал конструктивные предложения и не боится ухудшения отношений.
Обычно, мягкой конфронтации оказывается вполне достаточно. В конце концов подчиненный редко оказывается дураком и еще реже уверенным в своей безнаказанности нахалом. Чаще всего, солдат просто не задумывается о последствиях своих поступков, и мягкая конфронтация просто предоставляет ему эту возможность.
Но если эти семь шагов не показались ему убедительными, или он просто не верит в твои возможности - жесткая конфронтация. Здесь - жесткие интонации, полное отсутствие улыбок, абсолютное нежелание подстраиваться.
  1. Требование: "ВСТАТЬ!!! В строевую стойку! РУКИ по швам! СМИРНО!!! Воинское приветствие ИСПОЛНИТЬ!!" В голосе - метал. Речь четкая. Каждое следующее требование - после выполнения предыдущего. А вот громкость при этом может быть и большой и маленькой. Обычно - ЧУТЬ выше нормальной. Держим себя в руках! И эта сдержанная ярость пугает сильнее всего.
  2. Формулирование обвинения: "Вы отказываетесь выполнять приказ, тем самым нарушая требования Устава. Ваши действия могут быть классифицированы как саботаж на военном объекте... ВСТАТЬ!!! В строевую стойку! РУКИ по швам! СМИРНО!!! Воинское приветствие ИСПОЛНИТЬ!!" После столь серьезного обвинения повторение требования оказывается спасительной лазейкой для бойца, которая позволит ему избежать неизбежной кары.
  3. Формулирование угрозы: "О Вашем поведении будет доложено вышестоящему командованию в письменной форме с ходатайством о заведении на Вас уголовного дела... Поэтому предлагаю все же выполнить мой приказ". Разумеется, угрожать можно только теми санкциями, которые ты и в самом деле можешь применить, потому что вполне вероятно, что тебе придется идти до конца. Обычно, до таких крайностей не доходят, обходясь "подручными средствами" типа мойки полов, повышения контроля и банального мордобоя. Важно только то, чтобы ты был готов пойти на это. И тогда вероятно до самих санкций и не дойдет.
  4. Подводим черту. Возможно, после этого придется частично выполнить угрозу, с возвратом к мирным инициативам. А возможно, тебе придется идти на конфликт без возможности отступления.
Подробнее алгоритм описан в книге Лабиринты общения, или Как ладить с людьми.
Держи инициативу
Дежурный солдатский метод воздействия на молодых офицеров - вопросы к намерению или к основанию. Ты ему: "Подмети пол". Он тебе: "А зачем?" Или - "А почему я?"
Такой уж у нас культуральный стереотип - отвечать на поставленные вопросы. И молодые лейтенанты на это "ведутся". И начинают отчитываться перед солдатом. И если ответ лейтенанта бойца не удовлетворит, он сможет с полным основанием отказать начальнику.
Более опытные офицеры на подобные реплики говорят что-нибудь вроде: "Ты мне глупые вопросы не задавай - ВЫПОЛНЯЙ ПРИКАЗ!!!", "Что-то ты совсем расслабился..." Все правильно: очень важно помнить, кто здесь начальник, а кто - подчиненный.
Еще более опытные офицеры используют одесский культуральный стереотип - отвечают вопросом на вопрос. И тем самым возвращают инициативу себе. "Тебе что то непонятно?", "А сам думать отвык?", "Ты отказываешься выполнять приказ?", "Устав забыл?" Подчиненный тоже человек, и он тоже подвержен стереотипу отвечать на поставленные вопросы. Вот и ладненько.

Анвар Бакиров
http://www.duals.ru/Data/Psychology/School/up.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий